(495)787-47-73 (многоканальный)
Алексеевская
3-я Мытищинская ул.
д.16, стр.25
Слайд 5
Слайд 4
Слайд 3
Слайд 2
Слайд 1
Схема проезда
Нашими услугами воспользовались:
Western Union
Посмотреть все
Главная  |   Управление цветом  |   СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЦВЕТОМ - CMS (COLOR MANAGEMENT SYSTEM)
Сделать заказ >>

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЦВЕТОМ - CMS (COLOR MANAGEMENT SYSTEM)

Данный раздел ни в коем случае не ставит невыполнимую по существу задачу: охватить всю теорию управления цветом, а преследует лишь очень простую цель — сформулировать основные понятия, донести до заинтересованных лиц практическую сторону CMS, обозначить сложность проблемы и острую необходимость ее решения.

Управление цветом не существует в пустоте. Практическая польза от управления цветом возможна лишь в том случае, если оно является неотъемлемой и важной частью всего технологического процесса. Ее суть состоит не в том, чтобы сделать из плохого изображения хорошее, а в том, чтобы правдоподобно отобразить все достоинства и недостатки цветного оригинала. Управление цветом заключается в том, чтобы сначала определить конкретные цвета с помощью чисел, а затем постоянно контролировать их в течение всей последовательности операций их обработки. Оно применяется для верного воспроизведения цветов, выводимых из файла на то или иное устройство: монитор, принтер или печатную машину. Однако осуществить это на практике крайне сложно, поскольку работа каждого устройства подчиняется своим законам при воспроизведении цветов.

Рис. 1. Аддитивный синтез цвета с применением трех основных излучений: красного, зеленого, синего.

Цветовая модель RGB (Red — красный, Green — зеленый, Blue — голубой) используется в электронных устройствах, таких, как сканеры, цифровые камеры и мониторы. В этих устройствах синтез цвета при создании изображения основан на излучении, а не на отражении от подложки.

Цветовая модель RGB (рис.  1) называется аддитивной, поскольку цвета в ней синтезируются суммированием. Поэтому вторичные цвета имеют всегда большую яркость, чем использованные для их получения основные цвета RGB. В этой модели сумма красного, зеленого и синего цветов максимальной одинаковой интенсивности дает белый цвет, а сумма одинаковых значений — нейтральные оттенки серого цвета, причем малые яркости основных цветов создают более темные серые тона, а большие — соответственно более светлые, приближенные к белому тона. Белый цвет — максимальное излучение (255, 255, 255), черный — его отсутствие (0, 0, 0).

Если вычесть один из основных цветов RGB из белого, то получится цвет, дополнительный к красному, зеленному или синему. Так, если вычесть красный, то зеленый и синий дадут голубой (Cyan), если вычесть зеленый, то красный и синий дадут пурпур (Magenta), а если вычесть синий, то красный и зеленый дадут желтый цвет (Yellow). Это и будет цветовая модель CMY, которая является основой синтеза цвета на полиграфическом оттиске.

В этой субтрактивной модели цвета при смешивании двух или более базовых печатных красок дополнительные цвета на оттиске получаются посредством поглощения одних световых волн спектра белого света и отражения других. Так, голубая краска поглощает красный цвет и пропускает (отражает) зеленый и синий; пурпурная краска поглощает зеленый цвет и пропускает (отражает) красный и синий; желтая краска поглощает синий цвет и пропускает (отражает) красный и зеленый.

Рис. 2. Субтрактивный синтез цвета с применением трех основных красок: голубой, пурпурной, желтой.

В субтрактивной модели CMY (рис. 2) световые потоки вычитаются, генерируя более темные цвета, при своем максимуме — черный. Смесь одинакового количества краски голубого, пурпурного и желтого цветов теоретически должна давать нейтрально серые тона. Если принять во внимание плохую светопроницаемость бумаги, которая в основном отражает и в меньшей степени пропускает свет, то становиться понятным, почему такие яркие цвета на мониторе становятся темными и тусклыми на отпечатанном полиграфическом оттиске. Теоретически цветовые модели RGB и CMY идентичны друг другу, а их цветовые пространства должны полностью совпадать.

Однако в реальности, ввиду несовершенства печатных красок, чьи пигменты имеют далекие от идеала спектральные характеристики, смесь максимально интенсивных по цвету печатных красок CMY при смешивании в одинаковых количествах дает не ожидаемый черный цвет, а грязно-коричневый.

Поскольку цвет реальных красок сдвинут от надлежащего места в спектре, то в результате серое полутоновое изображение, преобразованное из RGB в CMY, после печати на оттиске может приобрести нежелательный цветовой сдвиг.

Для решения проблемы синтеза серого или черного цветов на оттиске к трем цветным краскам триады добавляют четвертую — черную краску, а голубая краска должна наноситься на оттиск в большем количестве, чем пурпурная и желтая. Черный цвет является ключевым (K-key) и позволяет получить более четкие, глубокие черные тона и оттенки. Отсюда и буква «К» в аббревиатуре цветовой модели CMYK. Добавление черного цвета искажает уравнение преобразования RGB в CMYK, поэтому однозначного соответствия между этими двумя цветовыми пространствами не существует.

Рис. 3. Цветовые охваты монитора и офсетной печати.

Каждое устройство способно воспроизводить лишь фиксированный цветовой диапазон, называемый цветовым охватом. Многие цвета, радующие глаз на мониторе, не могут быть воспроизведены красками на оттиске и наоборот — иногда цветовой охват офсетного оттиска превышает охват среднестатистического монитора.

Цветовые охваты этих моделей не больше и не меньше друг друга, они просто разные (рис. 3).

Цвета из исходного цветового пространства, не воспроизводимые в целевом цветовом пространстве, называются цветами вне доступного цветового охвата. А поскольку эти цвета нельзя воспроизвести в целевом цветовом пространстве, их приходится заменять другими цветами, применяя комплексный подход с помощью методов преобразования цветов.

Цветовые модели RGB и CMYK являются аппаратно-зависимыми, поскольку конкретный цвет, полученный из числовых значений этих моделей, зависит от цвета воспроизводящего устройства: одни и те же числовые значения RGB и CMYK дают разные цвета на разных устройствах (или на том же устройстве, но на другом материале). Для получения одного и того же цвета на разных устройствах приходится изменять числовые значения RGB и CMYK, посылаемые на каждое из них.

Модель описания цвета CIELAB была создана Международной комиссией по освещению (CIE) с целью преодоления существенных недостатков вышеперечисленных моделей.

Рис.  4. Цветовое пространство CIELAB.

Она является аппаратно-независимой и позволяет определять цвета без учета индивидуальных особенностей. В этой модели любой цвет определяется светлотой L (Luminance) и двумя хроматическими компонентами: параметром a, который изменяется в диапазоне от зеленого до красного, и параметром b, изменяющимся в диапазоне от синего до желтого.

Геометрический образ модели CIE LAB — шар (рис.  4).

В системах управления цветом целесообразно использовать именно аппаратно-независимую цветовую модель CIE LAB, которая, несмотря на все свои недостатки, позволяет управлять цветом при переходе с одного устройства на другое благодаря сопоставлению зависящих от устройства значений RGB и CMYK с воспроизводимыми значениями LAB, полученными на конкретном устройстве.

Модель LAB играет роль универсального переводного языка. Она дает возможность однозначно выражать значение искомого цвета. Такой подход к определению цвета принят в настоящее время и в Международном стандарте на офсетную печать ISO 12647-2:2013.

Современные технологии мировой полиграфии широко применяют высокоэффективные средства колориметрического контроля, без которых невозможно обеспечить управление цветом и требуемое качество цвета тиражной продукции.

Равноконтрастная в теории система LAB применяется в допечатном процессе, где происходит постадийный пересчет цветовых координат, относящихся к различным колориметрическим системам. На каждой стадии процесса цветовоспроизведения все параметры преобразования цвета, относящиеся к специальным цветовым пространствам, используемым монитором и печатными системами, приводятся к цветовым координатам L*, a*, b*.

В действительности система управления цветом выполняет всего лишь две функции:

  • наделяет числовые значения RGB или CMYK конкретным значением цвета, устраняя неоднозначность;
  • изменяет числовые значения RGB или CMYK, посылаемые на различные устройства, чтобы последние воспроизводили одни и те же цвета.

Благодаря управлению цветом возможно узнать, какой именно цвет представляют числовые значения. Но главная сложность состоит не в управлении цветом, а в его воспроизведении. На работу различных устройств, применяющихся при воспроизведении цвета, оказывают влияние разные факторы, о которых системе управления цветом мало что известно, если они каким-то особым образом ей не сообщены. Это возможно сделать, специально указав на них в соответствующем профиле, при помощи которого и осуществляется постадийный пересчет координат цвета.

Возможность предварительного просмотра результатов является одним из самых ценных свойств управления цветом. Она позволяет использовать такие относительно недорогие устройства, как мониторы и струйные принтеры, для предварительного анализа результатов вывода цветных изображений на гораздо более дорогие устройства — печатные машины, то есть появляется возможность уже на стадии предпечатной подготовки получать цветопробы.

Необходимо помнить, что печатный процесс, в котором реализуется цветовая модель CMYK, обеспечивает самый маленький цветовой охват по сравнению с другими устройствами воспроизведения цвета. Максимальное количество оттенков, которое возможно достичь, например, в офсетной печати, при самых лучших условиях — 20 тысяч, в то время как монитор способен отобразить 16 миллионов цветов. Из этого следует, что производственный процесс необходимо настраивать относительно печатного оттиска, то есть для обеспечения наиболее близкого соответствия печатной продукции оригиналу первичной должна быть печать, а все остальное подстраиваться под нее.

© Типография «БАЗИЛ»
Карта сайта