(495)787-47-73 (многоканальный)
Алексеевская
3-я Мытищинская ул.
д.16, стр.25
Схема проезда
Нашими услугами воспользовались:
Сбербанк
Посмотреть все
Главная  |   Управление цветом  |   ЦВЕТОПРОБА
Сделать заказ >>

ЦВЕТОПРОБА

Одной из важнейших проблем современной полиграфии является необходимость предсказать результат цветовоспроизведения, то есть еще на допечатной стадии имитировать цвет тиражного оттиска. Для этого заказчик с одной стороны должен точно знать, какой цвет под силу воспроизвести печатнику, а с другой иметь возможность использовать эти сведения в процессе свой работы уже на начальной ее стадии. Инструментом для этого крайне сложного процесса служит цветопроба — контрольное изображение для адекватной оценки цветового решения конечного результата.

Может быть, когда-нибудь мы доживем до того времени, когда и перед заказчиком, и перед дизайнером, и даже перед печатником будут стоять откалиброванные мониторы, и каждый из них будет видеть одну и ту же, полностью идентичную друг другу по цвету картинку — этакая цветопроба с удаленным доступом. Так будет утверждаться цветопроба и контролироваться тираж. И хотя с технической точки зрения в этом нет ничего фантастического, и подобный механизм может быть внедрен в жизнь уже сегодня, в реальности дело обстоит несколько иначе. Несмотря на большой соблазн повсеместного использования экранной или «мягкой» цветопробы, эта идея имеет принципиальные возражения, поскольку при воспроизведении изображения на экране дисплея и оттиске нет и не может быть ни физического, ни колориметрического совпадения. Поскольку очень трудно, а практически невозможно добиться полного сходства визуального отображения информации на экране монитора и на оттиске из-за противоречия изначально заложенного в теории смешения цветов, речь может идти только о психологическом совпадении. Существует слишком много факторов, усугубляющих цветовые различия.

В этой связи в настоящее время, и, судя по всему, в обозримом будущем тоже, общепринятой практикой будет утверждение цветопробы в виде материального носителя. Поэтому постараемся понять, что необходимо, чтобы придать этому документу статус «контрактной» цветопробы — отпечатка на бумаге, который заказчик согласен подписать в качестве эталона или образца цвета для печати.

Самый надежный способ получения достоверного изображения — печать пробных оттисков с использованием полиграфического оборудования, материалов и процессов в условиях, максимально приближенных к технологии тиражной печати. Этот вид цветопробы характеризуется большой трудоемкостью и высокой стоимостью оттиска, а также низкой оперативностью. Поэтому в настоящее время ему предпочитают другие виды изготовления цветопробы, используя лишь в самых крайних и ответственных случаях, когда цель оправдывает средства. Однако даже используя пробную печать, следует иметь ввиду, что одна и та же модель печатной машины ведет себя по-разному в зависимости от степени износа, используемых материалов, скорости печати и даже от погоды и времени года, не говоря уже о множестве других факторов, которые даже трудно выделить — вплоть до настроения печатника.

Любой другой способ изготовления цветопробы — это имитация реального офсетного процесса с той или иной степенью достоверности. Следует четко понимать, что любой процесс обладает свойственными только ему особенностями. Поэтому очень похожими различные процессы могут быть, полностью идентичными — никогда! В противном случае это уже будет один и тот же процесс. Следовательно, с помощью одного вида печати можно бесконечно близко приблизиться к результатам, полученным при использовании другого вида печати, но только лишь приблизиться, а не повторить один в один.

Так плавно мы переходим к понятию «попадание в цветопробу», то есть ее соответствию тиражному оттиску — этому извечному камню преткновения в отношениях типографии с заказчиком. Совершенно очевидно, что цветопроба, выполненная не на печатной машине, всегда будет отличаться от тиражного оттиска в независимости от того, каким способом она была изготовлена. Вопрос состоит лишь в том — насколько. Будет ли это различие бросаться в глаза каждому, или, чтобы его заметить, необходимо присмотреться натренированному глазу профессионала, или разница вообще не различима визуально, и ее может зафиксировать только прибор. Таким образом, когда речь идет о соответствии тиражного оттиска цветопробе, на самом деле можно говорить ни об абсолютной идентичности цветов в каждой точке по всей площади двух сравниваемых изображений, а лишь о похожести в пределах определенного допуска. И именно соответствие цветового различия между цветопробой и тиражным оттиском заранее оговоренному допуску считается «попаданием». При этом цветовые отличия различных мест сюжета могут быть неодинаковыми. Заранее извините, если кого-то разочаровали, но такова правда жизни.

Следовательно, качество изготовления цветопробы определяется величиной допуска. Этим обстоятельством руководствуются разработчики цветопробных комплексов. Исторически вторым устройством для изготовления цветопробы непосредственно после печатной машины был пробопечатный станок. Он представлял собой сильно упрощенный вариант односекционной печатной машины. Этот вид цветопробы, который с одной стороны был достаточно трудоемким и затратным, а с другой все равно не обеспечивал точности краскопереноса реальной печатной машины, не нашел широкого применения.

До последнего времени большую популярность имела так называемая аналоговая цветопроба — многослойное изображение, полученное с цветоделенных растровых фотоформ. Интересно, что существуя на рынке более 30 лет, свое современное название «аналоговая» она получила только недавно, все предшествующие годы, оставаясь просто цветопробой без каких-либо определений — по сути одной и единственной. А о том, что она «аналоговая», вспомнили лишь при появлении так называемой «цифровой», использующей технологию записи изображения, которая управляется компьютерной системой и берет за основу файлы этих изображений. К подобным «цифровым» цветопробам относятся, например, такие системы как с термопереносом красителя, электрографическая, струйная. С одной стороны разделение «аналоговая-цифровая» было сделано, чтобы иметь возможность их различать, а с другой, не обошлось здесь и без пресловутого маркетинга — называя вновь появившийся инструментарий термином «цифровая», безусловно преследовалась цель подчеркнуть, что он более современный и совершенный. Однако, забегая вперед, следует отметить, что на этот раз маркетинговый ход соответствовал действительности. По сути же обе эти технологии изготовления цветопробы цифровые. При этом правильнее было бы назвать «аналоговую» цветопробу косвенной, то есть полученную из цифровых данных с использованием промежуточных носителей, или фотохимической, а «цифровую» — прямой, произведенную без использования промежуточных фотоформ. К косвенной цветопробе относится также и пробопечатный станок. Однако в дальнейшем будем придерживаться уже устоявшейся терминологии.

Множество видов технологий обработки изображений были разработаны для использования в системах прямой и косвенной цветопробы. Каждая технология налагает характерную структуру изображения на цветопробу, что влияет на ее цветопередачу.

Аналоговая цветопроба являлась безусловным шагом вперед, технологическим прорывов по сравнению с пробопечатными станками. Ее внедрение позволило увеличить оперативность получения цветопроб, снизить их стоимость, сделало более доступными потребителям. Аналоговая цветопроба несомненно внесла свой весомый вклад на определенном этапе развития полиграфии.

Принцип изготовления аналоговой цветопробы прост и доступен любому при минимальной подготовке, что во многом объясняет ее широкое распространение. На специальную бумагу-основу, которая по идее должна имитировать тиражную, накладывается специальная пленка, чувствительная к ультрафиолетовым лучам, которая экспонируется через цветоделенную фотоформу. В результате последовательности определенных операций на бумаге—основе остается однокрасочное изображение. Все операции последовательно повторяются с пигментами каждого цвета. После чего пробопечатный оттиск покрывается специальной защитной пленкой. При использовании пленок с различными свойствами возможно даже моделировать разные степени растискивания.

Наиболее яркими и распространенными представителями аналоговой цветопробы являются DuPont Cromalin и KPG (ex-Imation) Matchprint. Следует иметь ввиду, что эти системы цветопробы имеют собственную описательную терминологию, которая в значительной степени продиктована интересами маркетинга.

Одной из принципиальных особенностей аналоговой цветопробы является то, что она изготавливается с предварительно выведенных фотоформ, позволяя таким образом имитировать реальный растр и контролировать правильность изготовления самих пленок. С одной стороны это их безусловное преимущество, а с другой — недостаток, поскольку если цвет не устраивает, необходимо переделывать файл, вновь выводить фотоформы, которые стоят денег. Сколько раз этот процесс будет повторяться, зависит только от требовательности заказчика. Вторым преимуществом аналоговой цветопробы, которое ей приписывают, является то, что для изготовления цветных пленок используются пигменты, имеющие цветовые параметры, аналогичные триадным краскам, используемым при печати и учет приращения размеров растровой точки. На этом положительные моменты заканчиваются, все остальное — недостатки, часть из которых носит принципиальный характер, и ликвидировать их невозможно по определению.

Начнем с того, что аналоговые цветопробы призваны моделировать некий усредненный процесс офсетной печати, характеризующийся строго определенным соотношением «цвет основы-колористика пигмента-уровень растискивания». Далеко не факт, что печатная машина, на которой предполагается изготовить тираж, отвечает этим характеристикам. Производители декларируют выпуск основ с различными характеристиками. Но на практике, как правило, пользуются одной единственной. При этом цвет основ имеет желтоватый оттенок и идеализированную светлоту (L=98, a=0, b=0), то есть не соответствует подавляющему большинству тиражных бумаг. Большие сомнения вызывает утверждение об идентичности цветовоспроизведения изображения аналоговой цветопробы и тиражных оттисков за счет якобы соответствия пигментов (красителей) аналогичным триадным краскам. В теории это может быть и так, но на практике все совсем по-другому — достаточно поставить в ряд несколько банок краски различных производителей и убедиться, что каждый из них понимает CMYK по-своему. Кроме того, спектральные характеристики цветов триады аналоговых цветопроб не отвечают сегодняшним требованиям к целевым значениям красок Международного стандарта ISO 12647-2:2004. Диапазон моделирования степени растискивания, достигаемый за счет выбора различных комплектов светочувствительных материалов, далеко не всегда соответствует жизненным реалиям, особенно для печатных машин последнего поколения, да и рекомендациям вышеуказанного стандарта тоже.

Имитируется четырехкратная печать «по сухому» без учета реального красконаложения. Как следствие возможна имитация несоответствующей действительности суммарной тоновой градации 400% . Плотность суперчерного цвета (CMYK) не достижима средствами офсетной печати, так как L может достигать значения 6. Хорошо еще, если цветопроба изготавливается с учетом реальной очередности наложения красок на конкретной печатной машине, но обычно это традиционное K-C-M-Y, далеко не всегда используемое на практике.

И один из самых серьезных моментов — использование защитной пленки. В полиграфии ламинация считается одним из видов отделки, призванным существенным образом изменить визуальное восприятие изображения. Именно это и происходит с аналоговой пробой. Ее цветовые характеристики заведомо искажены уже на стадии изготовления из-за необходимости применения обязательной технологической операции.

Немаловажным обстоятельством является и достаточно высокая цена аналогового цветопробного оттиска, связанная как с необходимостью вывода фотоформ, так и с недешевыми расходными материалами. При этом сам процесс изготовления цветопробы является достаточно трудоемким и далеко не оперативным, а конечный результат сильно зависит от человеческого фактора в лице оператора, который вручную производит совмещение и самостоятельно устанавливает параметры экспозиции. Как показывает опыт, аналоговая цветопроба, изготовленная с одних и тех же фотоформ в нескольких разных местах, будет представлять собой несколько различных цветопробных оттисков, отличающихся друг от друга. С целью стандартизации этих процессов производители в обязательном порядке настаивают на использовании специальных контрольных шкал, и справедливости ради стоит отметить, что иногда они все-таки встречаются на отисках.

Аналоговая цветопроба когда-то задумывалась исключительно для использования при печати по белым бумагам. Ее применение для невпитывающих материалов или бумаг, отличающихся по цвету от белого, является совсем уж недопустимой вольностью. С ее помощью в принципе невозможно иммитировать всего многообразия цветовой гаммы поверхности материалов, используемых, например, для печати разнообразной рекламной продукции, календарей или самоклеящихся этикеток. Аналоговая цветопроба — это лишь частный случай современного печатного процесса во всем его многообразии.

К сожалению, в аналоговых цветопробах уже ничего не изменится к лучшему. Разработчики давно уже махнули на них рукой, а производители сняли с производства, распродают складские запасы и перепрофилируются на изготовление комплексов цифровой цветопробы. Победное шествие CTP вообще не оставляет им никаких перспектив. Времена меняются, подходы тоже. То, что раньше считалось эталоном — сегодня не выдерживает никакой критики.

Однако в настоящее время, несмотря на все вышесказанное, аналоговые цветопробы продолжают встречаться на полиграфическом рынке. Во многом это объясняется инертностью мышления, отчасти нехваткой квалифицированных специалистов, отсутствием специального программного обеспечения и оборудования, необходимых для внедрения цифровых решений. И очень часто банальным объяснением — да вот же она, давно тут стоит, худо-бедно работает, не выбрасывать же ее, кормилицу, в самом деле. Тот очевидный факт, что аналоговая цветопроба безнадежно устарела, не выполняет возложенных на нее функций и на сегодняшний день по определению не может считаться контрактной, как правило, во внимание не принимается. Конструктивно заложенные в эту цветопробу ограничения оставляют ее контрактной только в умах закоренелых консерваторов.

Не надо думать, что в аналоговую цветопробу вообще невозможно «попасть». Иногда и даже часто — можно, если цветовой охват изображения окажется в пределах охвата пробы. «Попадали» и «попадают» до сих пор. Однако сплошь и рядом встречаются диаметрально противоположные случаи, когда, потратив массу времени и материалов, печатник беспомощно разводит руками. Ну никак! А в это время заказчик, присутствующий на приладке, терзается сомнениями: то ли печатник неквалифицированный, и этот мучительный процесс следует продолжать до победного конца, то ли действительно в пробу невозможно «попасть», потому что невозможно НИКОГДА! Но, глядя на броские, сочные под ламинатом цвета аналоговой цветопробы, этого нельзя предугадать. По большому счету заказчик настаивает на необходимости своего присутствия на приладке именно потому, что заведомо не уверен в возможности попадания в аналоговую цветопробу и хочет лично подтвердить, какая степень «непопадания» его устроит.

В типографии Базил аналоговая цветопроба в качестве контрактной не принимается. Ей отводится роль цветной картинки, которая дает общее представление о цвете. Например, можно проследить, чтобы в результате цветоделения зеленый огурец не получился красный, как помидор.

Если исходить из того, что цветопроба должна быть не просто красивой, яркой, высокоглянцевой картинкой, а должна максимально имитировать реальный процесс офсетной печати, то следует признать, что в настоящее время только прямая цифровая цветопроба может претендовать на роль контрактной.

Системы цифровых цветопроб постоянно совершенствуются, львиная доля приписываемых им недостатков относилась к первым образцам, многие из которых уже исправлены. Иногда к реальным недостаткам добавляют еще и надуманные — свойственные не пробе, а самой специфике офсетной печати. Но следует четко понимать — там, где не справляется цифровая цветопроба, косвенной аналоговой вообще нечего делать.

Современная цифровая цветопроба — это не просто отпечаток на принтере той или иной конструкции. Для ее изготовления необходим целый комплекс, включающий печатное устройство, измерительное оборудование, серьезное программное обеспечение и, что немаловажно — очень квалифицированных специалистов. Несмотря на жесткую конкуренцию в этом секторе полиграфического оборудования, пальма первенства постепенно склоняется в сторону струйной технологии, оставляя другим способам возможность проявить себя на ниве полной имитации растровой структуры, запечатываемого материала, красок. Наиболее открытыми и доступными на сегодняшний день являются цветопробные комплексы для получения полутоновой пробы, базирующиеся на многоцветных струйных принтерах — рабочих лошадках цифровой цветопробы, а также программном обеспечении, включающем специальный RIP и профилировщик, и, конечно, приборах для измерения цвета — спектрофотометрах. Уменьшенный размер капли, повышенное разрешение, улучшенные чернила с широким цветовым охватом и средства управления цветом существенно повысили качество изображений. Принтеры и чернила от Epson все больше напоминают фактический стандарт. При этом, судя по всему, эра специального цветопробного «железа» завершилась, на первый план выходит «софт». И тут безусловными лидерами являются решения от CGS, GMG и ColorGate.

В используемом сегодня подходе к созданию цифровой цветопробы, одним из основных этапов является печать для каждого конкретного случая специальных характеристических таблиц (тестовых карт, мишеней), состоящих из большого количества достаточно мелких элементов различных цветовых комбинаций. В дальнейшем на основании колориметрических измерений этих элементов создаются специальные профили, совокупностью входящих в них величин характеризующие технологические особенности печати на различных материалах. Одной из наиболее распространнкнных разновидностей таких профилей являются ICC-профили. При применении ICC-концепции преобразование цвета происходит через универсальное цветовое пространство LAB. В последнее время набирает популярность прямое преобразование цвета через профили связи устройств — DeviceLink.

Сама методика изготовления цифровой цветопробы, в обязательном порядке предусматривающая наличие профиля печатного процесса, предполагает своеобразную пробную печать в реальных условиях. Печатная машина, однажды сумевшая воспроизвести определенный цвет при изготовлении специальных тестовых таблиц, просто обязана повторять его раз за разом, если ей в этом не очень мешать. Единственно, что требуется от печатника — соблюдать условия печати и строго придерживаться заданных параметров, то есть следовать определенному стандарту и лучше, если это будет Международный стандарт ISO 12647-2:2004.

Цифровая цветопроба не требует изготовления фотоформ, значительно быстрее в изготовлении и дешевле аналоговой, по цене сопоставима с выводом самих фотоформ. За счет широкого цветового охвата она имеет возможность имитировать практически любой процесс офсетной печати разными красками и на любых материалах, эмулируемых с помощью профилей. У цифровой цветопробы есть важный «плюс» — в ней можно менять все установки, что ограничивает процесс моделирования только фантазией пользователя. При необходимости возможно даже имитировать пробопечатные оттиски аналоговых систем. Открываются неограниченные перспективы создания цветопроб для моделирования самых неожиданных ситуаций.

При линеаризация пробопечатного комплекса возможна настройка как на классический офсетный печатный процесс, так и на имитацию печати пантонами или многоканального растрового изображения. Последнее достигается за счет получения наиболее широкого цветового охвата, в частности, за счет максимальной подачи чернил при соответствующей адаптации RIP.

Пользователям с очень высокими требованиями к точности цвета приятно будет узнать, что цветопробные комплексы последнего поколения дают возможность получать среднее цветовое различие ΔЕ менее 1,5. Помимо колориметрического, очень высокие результаты дает и визуальный тест. Это говорит о том, что на сегодняшний день существует возможность почти идеально имитировать средствами цифровой струйной печати печать офсетную. То есть напечатанная на офсетной машине тестовая карта почти идеально может быть воспроизведена на цифровом отпечатке. Однако проблема состоит в другом — как реализовать обратный процесс и попытаться сделать оттиск на печатной машине полностью идентичным цветопробе.

Здесь возникает масса проблем. Помимо того, что цвет является функцией нескольких технологических переменных, которые трудно, но все-таки можно поддерживать постоянными, он во многом зависит от особенностей, повлиять на которые практически невозможно. К сожалению, и более прогрессивная цифровая цветопроба не в состоянии учесть всю специфику офсетной печати. Одной из таких непреодолимых на сегодняшний день трудностей является влияние сюжета на плотность краски в разных местах печатного листа. Следует констатировать, что в классической офсетной печати существует взаимовлияние цветопередачи различных точек изображения по площади печатного листа друг на друга. Практически любая из выпускаемых печатных машин, работающих по технологии традиционного офсета, не в состоянии обеспечить одинаковые условия печати по всей площади оттиска. Она также не может сохранить линейность передачи тона в случае резкого изменения краскоподачи при воспроизведении красочных полей разной площади. В настоящее время даже не существует каких-либо нормативов на возможные цветовые отличия в начале и конце печатного листа.

Исключением могут быть машины нового поколения с красочными аппаратами Grawuflow от KBA, Anicolor от Heidelberg, Anifo от Codimag, в которых диаметры накатного и формного цилиндров равны и отсутствует зональная подача краски. Однако как поведут себя на практике эти «идеальные» машины будущего покажет только время. Сегодня же проблема «раската» и краскозон, в той или иной степени присущая всем обычным печатным машинам, не подвластна никакому «управлению цветом».

Но этот прискорбный факт несовершенства офсетной печати до сих пор продолжает оставаться без должного внимания со стороны заинтересованных лиц. В тоже время это является залогом того, что отличие ОК-листа от цветопробы просто гарантировано. Вопрос лишь — насколько это отличие будет существенным. При этом возможна ситуация, когда даже при эталонных контрольных шкалах цветопробы и печатного оттиска сам сюжет на них может отличаться по цвету.

Следует иметь в виду, что «попасть» в цветопробу в случае фотографического изображения гораздо проще, нежели чем пытаться добиться отсутствия различия тона, например, при печати по всему полю фиолетовой плашки с вкраплением небольшого зеленого элемента в центре.

На сегодняшний день источник постоянных раздоров между печатником и заказчиком — соответствие цветопробы печатному оттиску — нормировано. Согласно Международному стандарту ISO 12647-2:2004 колориметрические координаты плашек и растискивание являются необходимыми и достаточными параметрами для контроля цветовоспроизведения.

Норматив допустимого «непопадания в цвет» выражается конкретными числовыми значениями. Стандарт настаивает, чтобы, как для глянцевой, так и матовой мелованной бумаги CIELAB координаты цветов элементов со сплошным красочным слоем на контрольной шкале цветопробы согласовывались с целевыми значениями, в пределах допуска цветового различия на отклонение, равного для всех цветов ΔЕ*ab=5. При этом, в случае использования цифровой цветопробы, этот допуск должен вообще снижаться до значения ΔЕ*ab=2,5. Это можно объяснить все более изощренными способами изготовления последних.

В новом стандарте значение ΔЕ*ab=5 стало магическим. Не более, чем на 5 пунктов, могут расходиться и цветовые координаты элементов со сплошным красочным слоем контрольных шкал цветопробы и ОК-листа тиража. То есть требования к цветовым отличиям между значениями целевых CIELAB координат триады и их практическим воплощением, а также между цветопробой и тиражным оттиском одинаковы.

Согласно требованиям стандарта, отклонение растискивания цветопробы не может превышать 3% для полутона и 2% — для четверти тона. Отмечается, что в худшем варианте возможна ситуация, когда разница значения растискивания между цветопробой и ОК-листом может достигнуть 7% в полутонах.

Таким образом, в соответствии со стандартом ISO даже столь кажущееся отдаленным приближение печатного оттиска к цветопробе считается нормой. Объяснение этому «скандальному» факту очень простое — заложенные в стандарт положения всего лишь отвечают жизненным реалиям, поскольку его разработчики твердо стоят на земле, а не витают в облаках.

Более того, в связи с тем, что при цифровой печати используются другие пигменты, иная методика формирования изображения на носителе, да и вообще там все совсем по-другому — возможна ситуация, когда даже при формальном удовлетворении нормам ISO визуально проба будет иметь мало общего с тем, что получиться в тираже.

Необходимо отметить, что соответствие цветопробы ОК—листу определяется не в произвольно взятой точке сюжета, а непосредственным сравнением спектральных характеристик соответствующих элементов их контрольных шкал. Это связано с тем, что анализ реального изображения на печатном оттиске представляется крайне сложной задачей. Многие специалисты, занимающиеся изучением восприятия цвета, выражают сомнение в том, что это станет возможно даже в неопределенном будущем. На сегодня более или менее развита базовая колориметрия, занимающаяся измерением цвета равномерно окрашенных полей в стандартных условиях. В связи с этим, в настоящее время проверять параметры соответствия возможно и необходимо исключительно по контрольной шкале, которая в обязательном порядке должна добавляться к сюжетной части изображения.

Кроме того, следует иметь в виду, что стандарт ISO 12647-2:2004 распространяется исключительно на бумагу белого цвета, и любая попытка применить заложенные в нем нормы для других печатных основ не совсем корректна. Также необходимо отметить, что нельзя пытаться сравнивать печатные оттиски и цифровую цветопробу при помощи денситометра, для этих целей необходим спектрофотометр.

Современная цифровая цветопроба достигла той стадии развития, когда признание цветного принтерного отпечатка цветопробой осуществляется уже не визуально, не на основе авторитета торговой марки используемого цветопробного комплекса, а при помощи специально разработанных шкал. Промер этих шкал с помощью спектрофотометра и сравнение полученных значений с максимально допустимыми отклонениями позволяет провести сертификацию цветопробы. Это, в свою очередь, дает возможность исключить отклонение в цветопередаче, которое может возникнуть из-за множества причин даже при исправном оборудовании и качественных расходных материалах. Ведь даже качественная цветопроба может утратить цвет из-за неправильного хранения или с течением времени. Стоит прислушаться к рекомендациям включить шкалу UGRA/FOGRA в цветопробу, а отпечаток без нее — пробой не считать.

Еще одним фактором, свидетельствующим о безоговорочном признании цифровой цветопробы, является публикация в ближайшее время уже подготовленного нового Международного стандарта ISO 12647-7, посвященного исключительно ее изготовлению.

На сегодняшний день получение точной и объективно контролируемой цветопробы доступно практически любой типографии — было бы желание. Но следует помнить, что перед цветопробой не ставится задача отображать каждую растровую точку — она должна корректно воспроизводить общее визуальное и цветовое восприятие печатного оттиска.

© Типография «БАЗИЛ»
Карта сайта