(495)787-47-73 (многоканальный)
Алексеевская
3-я Мытищинская ул.
д.16, стр.25
Схема проезда
Нашими услугами воспользовались:
Grundfos
Посмотреть все
Главная  |   Публикации  |   ДИЗАЙНЕР И СТАНДАРТИЗАЦИЯ
Сделать заказ >>

ДИЗАЙНЕР И СТАНДАРТИЗАЦИЯ

На первый взгляд сочетание этих слов  настолько неестественно видеть вместе, оно обладает таким накалом внутренних противоречий, что кажется  - им никогда не быть вместе. Однако так ли это, если речь идет о стандартизации офсетной печати, а дизайнер оттачивает свое мастерство на благодатной ниве полиграфии. Гоня от себя мысль подрезать крылья фантазии дизайнеров, загоняя ее в жесткие рамки любых норм, хотелось бы показать, что порой знание и грамотное использование определенных нормативов может здорово облегчить жизнь. Дизайнер должен уметь предсказывать воспроизводимые средствами офсетной печати цвета, а также знать, что можно, а что невозможно от нее ожидать. Пора, наконец, понять, что печатный процесс это сложный, но тем не менее обычный технологический процесс, поддающийся планированию и контролю.

В дальнейшем под «дизайнером» будем понимать некий собирательный образ. Это один или несколько человек, которые являются промежуточным звеном между конечным заказчиком полиграфической продукции и непосредственным исполнителем – типографией в лице основного своего действующего лица – печатника. В этой роли может выступать и рекламное  агентство. Суть от этого не меняется. Дизайнер призван  воплотить на  материальном носителе голубую мечту заказчика, а проще говоря, подготовить в конечном счете файл, вывести фотоформы и сдать все это на производство. Оговорюсь однако, что автор, желая того или нет, тем не менее представляет  сторону печатников, так сказать в силу своего служебного положения. Постараюсь, тем не менее,  быть объективным. 

Если все этапы технологической цепочки реализуются в пределах одной организации, то это еще полбеды. В этом случае перед конечным заказчиком эта организация несет солидарную ответственность за все свои подразделения и в  случае возникновения каких-либо проблем не имеет возможности свалить вину на какое-то из них. Значительно хуже обстоят дела, если дизайнер выступает  посредником между конечным заказчиком и непосредственным изготовителем печатной продукции, размещая заказ в так называемой классической типографии. Хорошо, если в ней хотя бы есть свой фотонабор, поскольку в противном случае в этот процесс втягивается еще и  четвертая сторона в лице репроцентра. Такая юридическая и еще, как правило, территориальная разобщенность только усугубляют ситуацию, возникающую при определении и распределении ответственности за конечный результат между отдельными исполнителями.
 
И если в такой ситуации заказчик выкажет неудовольствие готовой продукцией, взаимные упреки в стане исполнителей неизбежны. Каждый доказывает свою правоту, и порой действительно трудно достоверно определить, на каком этапе произошел сбой. Мы не будем рассматривать случаи банального брака, не вызывающего никакого сомнения, коснемся лишь такого деликатного, с трудом поддающегося определению, но тем не менее постоянно встречающегося  дефекта, как «непопадание в цвет». Вот тут-то как раз и было бы неплохо  вспомнить о таком понятии как стандартизация офсетной печати. И  мы с удивлением  обнаружим, что даже в такой заоблачной сфере, как творение бессмертных  полотен посредством листового офсета найдется место отраслевым стандартам. При этом имеет место не просто притягивание их за уши, а  возникает насущная необходимость их умелого использования. На современном этапе развития полиграфии без отраслевых стандартов уже  невозможно обходиться, продолжая делать вид, что их не существует.  Знание и грамотное использование стандартов - это единственная панацея, чтобы примирить высокие договаривающиеся стороны, принимающие участие в производстве полиграфической продукции, дать им возможность говорить на одном языке. Тандем дизайнер-печатник появился не сегодня. В жесткой связке он будет существовать всегда, пока существует полиграфия. И если печатникам, как  людям с более техническим складом ума стандарты не чужды уже давно, то чем  скорее ими проникнутся такие творческие личности как дизайнеры, тем  в конечном счете будет лучше всем.
 
Тот факт, что стандартизация твердой поступью входит в нашу жизнь  ни у кого не вызывает сомнений. Переоценить значимость стандартизации  в человеческом обществе невозможно. Для такой области  деятельности как полиграфия, которая всегда находилась на зыбкой грани между возвышенным искусством и бренными высокими технологиями, это вдвойне важно. Можно долго перечислять причины, из-за наличия которых можно все забросить и заняться исключительно поиском приемлемых отраслевых норм печати. Самое важное, что мы можем ожидать от повсеместного использования стандартов -это  предсказуемость результата и его качество. Следует определиться, что должен знать дизайнер, подготавливая работу для сдачи в типографию, и как ему потом оценить качество тиража.
 
Использование стандартов дает возможность подойти к оценке качества продукции с помощью количественных показателей. Ведь сейчас она сплошь и рядом субъективна. Вам нравится этот оттиск, а мне нет. Он яркий, насыщенный, наконец запоминающийся, но безбожно исковерканы памятные цвета. Что важней, что лучше. Часто слышишь – там печатают качественно. А это как? Где критерий? Просто постоянно угождая заказчику. Тогда возникает ситуация, что неоднократно перепечатывая тираж в поисках совершенства, его печатают от раза к разу все лучше и лучше. То есть каждый раз по-другому. А какой будет тираж в следующий раз? При таком подходе мы скатываемся к ситуации, когда печатная машина больше напоминает некую разновидность мольберта художника. И в этом случае полиграфия делает резкий крен к искусству с его субъективизмом, человеческим фактором и т.п. Тогда уместно вспомнить еще о вдохновении и о ...
 
Такая точка зрения, наверное, тоже имеет право на жизнь. Она даже может тешить самолюбие от возможности соприкосновения с великим. Хотя лично автору в век цифровых технологий милей ассоциация с четко отработанной, изо дня в день повторяющейся технологической цепочкой, исключающей  или хотя бы резко уменьшающей роль случайных факторов, и как следствие, заведомо известный результат. Качество из разряда метафизики становится осязаемым, его становится возможным оценить, используя количественные характеристики. Оно или отвечает некоему критерию, либо нет. А если отклоняется от него, то какова допустимая величина?
 
Сегодня составляются серьезные договора, в которых в разделе «качество продукции» не утруждая себя ни в литературных, ни в юридических изысках так и пишут – продукция должна быть качественной. И все. Против того, что она должна быть качественной никто, собственно, не возражает. Но неужели кто-то всерьез может рассчитывать, что в случае возникновения конфликтной ситуации какая-нибудь третья сторона в состоянии оценить выполнен этот пункт договора или нет. Есть другой путь. Можно составлять многостраничные документы, описывая в деталях все необходимые параметры, характеризующие это самое качество в вашем, а порой исключительно только вашем, понимании. А ведь можно просто сослаться на некий документ, в котором уже все давно описано, ответственно заявив, что вы работаете исключительно в соответствии с декларируемыми в нем постулатами. И хаос непредсказуемости отступает навсегда.
 
С необходимостью прибиться хоть к какому-нибудь берегу в бушующем море противоречивых воззрений на оценку качества полиграфической продукции, быть может даже не до конца отдавая себе в этом отчет, в повседневной жизни сталкивается любой печатник. Если есть цветопроба, то вопрос решается проще – всеми возможными способами добиться соответствия. Существует ли такая возможность – это особая тема,  которая заслуживает отдельного разговора.  А что делать в ее отсутствии? Можно на глазок попытаться получить радующую глаз картинку. При этом незаменимые помощники любого уважающего себя «технаря» – приборы - вам уже не нужны. А зачем? Непонятно каких именно значений измеряемых параметров следует придерживаться. При этом не факт, что даже если эта картинка понравится всем без исключения работникам типографии, она удовлетворит заказчика. Он просто представлял все совсем по-другому. То ли монитор со своим RGB сбил его с толку, то ли какое-то его, сугубо личное представление о прекрасном. Или  в пределах одной и той же регулировки красочной зоны находятся две диаметрально противоположных по цвету сюжетно-важные картинки. Какой отдать предпочтение и в какую сторону деформировать цветовой охват печати? Да мало ли что еще. Дальше подробности опущу. Так как профессионалы и так все знают, а непосвященным это на словах все равно не передать – извечный конфликт дизайнеров и печатников - кто виноват.
 
Вы не устали от такой жизни? А теперь представьте совершенно иную ситуацию. Не имея никакой головной боли, единственное, что  делает печатник, так это изо дня в день просто строго следит за тем, чтобы при тиражировании строго выдерживались определенные, заранее оговоренные параметры, фиксируемые исключительно приборами. При этом этих параметров он ни от кого не скрывает, напротив, делает все возможное, чтобы сделать их достоянием всех заинтересованных лиц. С этого момента процесс печати становится предсказуемым, у дизайнеров появляется возможность уже на этапе  рождения их творческого замысла воспользоваться  данными о воспроизводимом цвете и начать полноценно управлять им в собственных интересах. Вот уже и Color Management. забрезжил на горизонте.
 
Так что же все-таки такое стандартизация офсетной печати? Существует ли она? Никоим образом не умаляя факт важности соблюдения определенных условий на этапе препресса, при изготовлении фотоформ и пластин, сосредоточимся тем не менее на тех из них, которые необходимы непосредственно печатнику в его каждодневной работе. В дальнейшем будем отталкиваться от того, что стандарт печати должен включать в себя минимальный и в то же время исчерпывающий набор заданных параметров процесса создания печатной продукции для уникального определения визуальных характеристик тиражного оттиска. А именно те параметры, которые поддаются оценке, в частности, на контрольной шкале и желательно с помощью приборов.
 
Можно было бы, конечно, предложить какие-то собственные значения этих параметров, назвать их своим именем или хотя бы именем типографии. Однако в этом случае кто-то мог бы поставить под сомнение авторитет этих добрых имен и настаивать на других, более близких его сердцу значениях. Поэтому вполне логичной покажется мысль спрятаться за спину какого-нибудь заведомо авторитетного источника с тем, чтобы любая ссылка на него заставляла трепетать сомневающихся. Неплохо было бы разобраться, какая ситуация по этому вопросу царит в мире. Попытаемся проанализировать к чему пришла не самая худшая часть человечества, а именно полиграфисты, на заре 21 столетия. Поскольку целью этой статьи является всего лишь наведение мостов взаимопонимания между дизайнерами и печатниками, оставим  в стороне детальный обзор и анализ существующих подходов к нормированию процесса офсетной печати,  а также непосредственно сами имеющиеся  на сегодняшний день отраслевые стандарты. За недостатком времени и места оставим это на  совести автора. Выделим лишь два важных аспекта, связанных со стандартизацией процесса офсетной печати.
 
Во-первых, наверно, сильно разочарую многих, если рискну утверждать, что такого родного сердцу отечественного полиграфиста стандарта печати как «евростандарт», никогда не существовало и не существует по сей день. «Как же так?!» - воскликнут многие. Этим термином просто кишит профессиональная литература, он кочует из одного издания в другое, является предметом постоянных ссылок. Более того, известнейшие фирмы используют это понятие в своих программных продуктах. А некоторые типографии всерьез уверяют, что печатают в соответствии с этим стандартом. Предвижу шквальный огонь праведной критики в свой адрес.
 
Чтобы не вдаваться в долгие препирательства, самым простым аргументом в этом затянувшемся споре будет просто попросить у любого приверженца «евростандарта» показать этот чудесный документ. И многие поймают себя на мысли, что действительно никогда его не видели. Не держали в руках красиво оформленный, в дорогой кожаной обложке фолиант, на котором тисненная золотом красовалась бы та самая заветная надпись - EUROSTANDARD. А где-то верху, чуть помельче, как полагается, -  «Утверждаю». Правда, не знаю, кто бы мог это сделать -  ЕС,  а может быть само НАТО. Или какая-то другая солидная европейская организация. Во всяком случае FOGRA   открещивается.  А специализированного органа по стандартизации полиграфии, в отличие от других сфер человеческой деятельности, пока в Европе не существует. Но как же не хочется расставаться с мечтой, давайте еще пофантазируем. Так вот,  открываем мы это самое творение, а там детально расписано, как сделать, чтобы ваш оттиск смотрелся не хуже, чем «евроремонт» в вашем офисе или квартире. Но нет, суровая реальность возвращает на  землю.
 
Так вот, первая иллюзия, с которой придется расстаться, так это  понятие «евростандарт» процесса офсетной печати. Подчеркиваю: внутри европейского стандарта печатного процесса  как некого общепринятого документа,  свода определенных правил как не было никогда, так и нет. И если можно говорить о неком европейском стандарте, то исключительно в привязке только к колориметрическим характеристикам печатных красок. Единственным документом, который мог бы хоть как-то претендовать на это высокое звание,  является DIN 16539, принятый в далеком 1971, и уже успевший утратить свою силу в мае 2002. В нем нашла отражение Европейская гамма или шкала (European Offset Scale), которая  описывала существующие в то время цвета триады. Однако даже в период своего здравия – в противоположность бытующему мнению - этот документ не являлся мерилом цвета краски на тиражном оттиске. В нем содержались указания по проверке цвета печатных красок на специальной бумаге и в лабораторных условиях. А этого явно недостаточно для того, чтобы являться стандартом процесса печати со всеми его технологическими особенностями.
 
Что подразумевают различные авторы, компилируя термин «евростандарт» из одной статьи в другую, добросовестно эксплуатируя этот чудесный миф,  это пусть остается на их совести.
 
Здорово преуспела в укоренении в нашем сознании понятия Eurostandard фирма ADOBE. По-видимому, американцы в свойственной им манере сами решили за Европу, как она печатает, да еще и забыли ей про это рассказать и продолжают скрывать до последней возможности.  Спасибо заморским друзьям, просветили. Теперь по крайней мере европейцам открыли глаза на используемые ими  же краски. Самим-то им откуда узнать. PHOTOSHOP по крайней мере, в отличие от многих других программных продуктов, дает возможность  узнать, какие краски имеются в виду. Цвета у них очень красивые - вот только откуда они взялись - непонятно. Какое-либо упоминание о них, также как впрочем и о профиле цветоделения Euroscale в технической документации  отсутствует. Впрочем, уважаемая фирма не одинока. Эти два понятия   в своих разработках используют многие организации, не удосужившись объяснить в описаниях, что они под ними подразумевают. Что-то исключительно свое и ведомое только им самим. Это остается тайной за семью замками.
 
Вторым важным аспектом нашего несостоявшегося экскурса в дебри стандартизации является тот факт, что единственный стандарт печати,  которому необходимо  следовать на сегодняшний день, если уж такая нужда возникла, – это международный стандарт ISO 12647-2, принятый в 1996 году. И авторитета принявшей его организации не занимать, да и сам документ достойный. Забегая вперед скажу, что уже готова к выходу в свет новая редакция этого  стандарта, которая в настоящее время находится на стадии голосования, однако  старую пока никто не отменял. Использование в каждодневной практике этого стандарта позволит снять с повестки дня многие существующие сегодня противоречия. Не вдаваясь в детали этого документа, заострим внимание на моментах, которые позволят при желании сторон прийти к взаимопониманию в их повседневной работе.
 
Крайне важно, что в этом отраслевом стандарте сформулированы требования к условиям измерений.  Приборы должны быть с геометрией 45\0 или 0\45 и углом стандартного наблюдателя в 2о. Для сравнительных исследований образцы должны располагаться на черной подложке и быть освещены источником нормированного света 5000о К (D50). Необходимость черной подложки объясняется  тем, что при использовании тонких материалов может просвечиваться печать на обороте, как будто «загрязняющая» бумагу и снижающая красочность оттиска. Необходимо отметить, что эти условия измерений следует соблюдать и при сравнении оттиска с цветопробой.
 
Следует обратить особое внимание, что международный стандарт при установлении цвета как бумаги, так и красок оперирует исключительно колориметрическими характеристиками, что безусловно на руку дизайнерам, поскольку эти значения можно напрямую использовать в программных продуктах. В соответствии с современными требованиями весь контроль цветовых отличий осуществляется исключительно спектрофотометром, а критерием этих отличий является ΔЕ*ab.
 
Колориметрические координаты плашек цветов CMYK, которым необходимо следовать для того, чтобы соответствовать ISO 12647 для глянцевой и матовой  бумаги, приведены в табл.1.
 

Таблица 1
CIELAB координаты цветов красок

Тип бумаги

Глянцевая

Матовая

Краска

L

a

b

L

a

b

Черная

18

0

-1

18

1

1

Голубая

54

-37

-50

54

-33

-49

Пурпурная

47

75

6

47

72

-3

Желтая

88

-6

95

88

-5

90

 
В последнее время в литературе уже нередкость встретить упоминание об ISO 12647. Однако все, словно сговорившись, приводят ссылки на денситометрические плотности плашек триады. Это в принципе неправильно, поскольку в первоисточнике денситометрические величины приводятся только в приложении, да и то чисто информативно. Нет в ISO денситометрии! Нет и не надо, поскольку ее дизайнер в программу не вставит.
 
Вторым критерием оценки качества коммерческой печати является величина растискивания, которое рекомендуется держать для 40%и 80% растра для хроматических цветов соответственно 16% и 12% при допустимом отклонении в 4%. Растискивание для черной краски на 2-3% выше. Следует отметить, что колориметрические координаты цветов плашек и растискивание являются в соответствии с международным стандартом необходимыми и достаточными условиями контроля технологического процесса печати. Такой широко применяемый в настоящее время на практике показатель как, например, контрастность не используется. Допустимый суммарный лимит красок может составлять до 350%.
 
Таким образом, если поверить в то, что все-таки сбудется заветная мечта печатника, и дизайнеры, наконец, будут выполнять свою часть работы с учетом  применяемых в реальных условиях цветов красок, то следует ожидать от них использования при подготовке макетов данных табл.1.
 
Однако на деле все получается совсем по-другому. Доверчивый дизайнер, поддавшись гипнозу авторитета  фирмы ADOBE при использовании, например, программы PHOTOSHOP для определения цветов красок в подавляющем большинстве случаев  выбирает  мифический Eurostandard Coated и сразу же попадает в западню. Если подготовленное таким образом свое творение он отдаст в приличную типографию, для которой необходимость следования технологическим нормам печати не пустой звук, а желание идти в ногу со всем полиграфическим миром преобладает над сиюминутной суетой,    результат будет плачевным. Величина разочарования, которое постигнет всякого, кто, не задумываясь, следует, казалось бы, давно проторенными дорожками, наглядно иллюстрируется следующими цифрами. Цветовые отличия ΔЕ*ab между  красками, используемыми в PHOTOSHOP 6\7 и международном стандарте (табл.1) для цветов CMYK составят соответственно   15,36; 8,14; 7,95; 3,99. Вот он хваленный «евростандарт» в действии.
 
Надо быть большим оптимистом, чтобы при таких цветовых отличиях надеяться на то, что все пройдет гладко. Дизайнер становится заложником ошибки, допущенной в самом начале пути. А впереди столько еще всего. Что будет, если типография не придерживается никаких стандартов, то этого даже и представить невозможно.
 
Немного отвлекшись от основной темы, следует заметить, что наиболее разумным подходом к определению цветов красок в современных условиях является  снятие характеристик печатной машины, настроенной на работу по ISO, с последующим построением ICC-профилей. Это даст возможность учесть особенности поведения используемой краски на различных тиражных бумагах, а также особенности самой машины. Подгрузка этих ICC-профилей в тот же PHOTOSHOP вместо пресловутого «евростандарта» позволит дизайнеру резко сократить дорогу к намеченной цели получения предсказуемого по цветопередачи тиража.
 
Далеко не факт, что тираж, напечатанный с учетом всех требований стандарта ISO, по зрительному восприятию будет наилучшим из всех возможных. Скорее наоборот. Можно с высокой степенью уверенности утверждать, что возможен вариант, при котором несоблюдение стандарта приведет к  лучшему визуальному эффекту для  какого-то конкретного изображения. Всегда возможно заставить работать печатный станок в каких-то экстремальных условиях, когда краска будет «кипеть» в кипсейке от излишка подаваемой краски, и все это будет сопровождаться скрежетом от избытка давления между цилиндрами. При этом, безусловно, возможно получить какую-то уникальную по цветовому охвату картинку. Уникальную настолько, что ее невозможно будет повторить. Необходимо иметь в виду, что  ISO носит рекомендательный характер, и только от вас зависит решение печатать в соответствии со стандартом или просто «красиво». Со всеми вытекающими последствиями.
 
До сих пор мы в основном говорили о предсказуемости тиража. Однако самыми важными сведениями, содержащимися в  ISO 12647, являются сформулированные требования толерантности. Они ценны особенно тем, что являются не просто плодом каких-то теоретических изысканий, а в полной мере отражают огромный статистический материал, накопленный в результате измерений в реальных условиях большого числа офсетных типографий. Это та самая практика, которая подтверждает теорию. В ISO приводятся допустимые отклонения ΔЕ*ab цветов триады (табл.2) от заданных параметров (табл.1). Это не значит, что плашки на контрольной шкале могут колебаться в таком широком диапазоне значений. Нет, имеется в виду, что при всем разнообразии современных красок, выбрав какую-то одну, которой возможно произвести цвет в допустимом коридоре значений, печатник старается удержать его постоянным на всем протяжении тиража.
 
Наиболее важным для нас параметром является допустимая цветовая изменчивость плашек CMYK в процессе тиража, которая не должна превышать соответствующих допусков на вариацию, приведенных в  табл. 2. Таким образом, однозначно формулируется такое понятие как «разнотон» тиража. Международный стандарт не оставляет белых пятен в оценке качества печатной продукции с точки зрения правильности передачи цветового охвата. 
 

Таблица 2.
Допуски ΔЕ*ab для цветных плашек

Допуск

Черный

Голубой

Пурпурный

Желтый

на отклонение

4

5

8

6

на вариацию

2

2,5

4

3

 

В этом документе впервые оговариваются допустимые отклонения ΔЕ*ab цветопробы от ОК-листа (табл.2). Значения  допусков на отклонение ΔЕ*ab между цветопробой и эталонным тиражным оттиском соответствуют возможным колебаниям цветов используемых красок. Достаточно широкий диапазон отклонений ΔЕ*ab цветопробы от тиражного оттиска объясняется поправкой на несовершенство аналоговых цветопроб, доминирующих во времена разработки стандарта. Таким образом, даже столь отдаленное приближение к цветопробе считается нормой. В настоящее время при использовании цифровых цветопроб возможно добиваться более высоких показателей «попадания» в цветопробу. 

Следует обратить особое внимание на то, что приведенные в табл. 2 значения,  относятся к измерениям, проведенным на плашках контрольных шкал, а не в любом приглянувшемся вам месте оттиска или цветопробы. Безусловно, за вами остается право измерять цветовые отличия между цветопробой и ОК-листом, или между тиражной продукцией в поисках «разнотона» в любом месте на оттиске. Например, в 5 см от какого-нибудь края или в центре конкретного сюжета – это не важно. Дизайнер может заранее договориться с печатником о любом виде контроля и в принципе это их право. Только в этом случае необходимо иметь в виду, что подобный контроль может быть и лучше, но точно к международным стандартам не имеет никакого отношения.
 
Таким образом, мы получаем в свои руки инструментарий, с помощью которого, наконец-то, можем разрешить извечную проблему качества. Не цокать языком, не закатывать к потолку глаза в попытках выказать свое представление об этом самом качестве, а просто взять и измерить прибором колориметрические координаты плашек, проконтролировать растискивание и установить цветовую изменчивость ΔЕ*ab. А потом просто свериться с нормативными значениями допусков международного стандарта и вынести вердикт: брак. Но, может, печатнику повезет, он сумеет вписаться в эти жесткие нормативы и тогда, хоть цветопроба и тиражный оттиск не полностью идентичны, а первый и последний отпечаток тиража не точно соответствуют друг другу  - все равно продукция признается качественной.
 
Надо понимать, что полностью исключить так называемого «разнотона» невозможно. В офсете из-за его технологических особенностей каждый лист в стопе отличается как от предыдущего, так и от последующего. Вопрос только: насколько? Допуски придумали не вредители. Это обобщенный опыт технических возможностей печатных машин, достигнутый на сегодняшний день. И требование  большего - это не погоня за качеством. В лучшем случае – невежество, а в худшем необъяснимое желание пустить типографию по миру.
 
Да, термин «дельта Е» режет утонченный дизайнерский слух, и уже слышу возражения – что мне ваше Е или даже Ё. Заказчику не нравиться, и все тут. Или другая крайность – в попытке получить выгодный контракт дизайнер подписывает у заказчика  в качестве контрактной цветопробы красивую картинку, которую в принципе нельзя воссоздать средствами офсетной печати. Печатник, как последняя инстанция процесса создания тиража, не имеет выхода на заказчика и лишен возможности раскрыть ему глаза на тщетность ожиданий. При этом любые робкие попытки печатника объяснить дизайнеру всю бредовость подобной затеи, сводятся к шантажу последнего перейти через улицу и напечатать в другой типографии. И вот исключительно из-за любви к ближнему приходиться творить порой невозможное. Так поступать, конечно, проще всего. По понятным причинам дизайнеру сложнее попытаться донести до заказчика все то, о чем написано выше. Сложнее, но единственно правильно. Дизайнер и печатник должны действительно выступать  тандемом, объединив усилия, раз за разом пытаться довести до сознания  заказчика мысль о насущной  необходимости использования современного, единственно правильного подхода к оценке качества полиграфической продукции. Это их общее дело, цель, которая должна объединять, а также прямой долг перед заказчиком. В конечном счете, это и  в интересах заказчика - если будет знать, что ожидать, меньше будет лежать в обмороке, а каждое следующее падение будет уже не таким болезненным. Да, заказчик всегда прав, зато мы  - профессионалы. А это обязывает и работать на соответствующем уровне.
 
Если же и дальше исповедовать бытующие в настоящее время подходы как к общему делу в целом, так и к оценке печатной продукции в частности, следует смириться с мыслью, что мы до конца света ввергаем себя в безысходность нескончаемых споров и конфликтов. Здравый смысл подсказывает: пора наконец прекратить нескончаемые дрязги между печатниками и дизайнерами, не искать, как у нас часто принято, исконно российских путей, а приобщиться наконец к мировому сообществу и начать-таки следовать давно заведенным правилам.
  

Сергей Бачурин
Генеральный директор типографии БАЗИЛ

«Рекламные технологии» №1/2004

© Типография «БАЗИЛ»
Карта сайта