(495)787-47-73 (многоканальный)
Алексеевская
3-я Мытищинская ул.
д.16, стр.25
Слайд 5
Слайд 4
Слайд 3
Слайд 2
Слайд 1
Схема проезда
Нашими услугами воспользовались:
Subaru
Посмотреть все
Главная  |   Услуги  |   КОНТРАКТНАЯ ЦВЕТОПРОБА
Сделать заказ >>

КОНТРАКТНАЯ ЦВЕТОПРОБА

Одним из важных этапов предпечатной подготовки, позволяющим оценить цветопередачу в будущем тираже, является вывод по желанию заказчика так называемой "контрактной" цветопробы. Изготовление качественной, то есть с предсказуемым цветом пробы, является не обязательным, но очень желательным этапом допечатной подготовки. С одной стороны изготовление цветопробы обеспечивает визуальное представление дизайнерских решений, а с другой — используется как руководство в процессе производства, являясь частью документации на изготовление цветной печатной продукции. Цветопроба, которая «хорошо выглядит», являясь яркой картинкой, но при этом не отражает визуальные свойства будущего оттиска — бесполезна.

Задача изготовления цветопробы заключается в симуляции тиражного оттиска. Можно считать ее своеобразным прототипом последующих многих сотен изображений, это образец для печатника в процессе приладки. Изготовление цветопроб позволит избежать дальнейших героических попыток спасти тираж с неправильным цветоделением с помощью печатной машины. При этом затраты времени и финансовые издержки, потраченные на борьбу за «правильный» цвет с использованием последней, несоизмеримы по сравнению с изготовлением цветопробы, полученной еще на этапе предпечатной подготовке. Если цифровая цветопроба не устраивает, гораздо проще, а главное правильнее, соответствующим образом доработать файл и «попробовать цвет» еще раз.

Однако следует понимать, что любой другой способ изготовления цветопробы, отличный от пробы, полученной на печатной машине, будет отличаться от реальных условий производства, как минимум, по следующим параметрам: белизне запечатываемого материала, его яркости, глянцу, поглощающей способности, гладкости, колориметрическим и кроющим свойствам краски (пигмента), способу нанесения краски и красконаложению, увеличению полутоновых значений (растискиванию), структуре изображения (некоторые части нерастрированы), разрешению, методу растрирования и т.д. и т.п.

Нет ничего общего, что бы связывало цветопробный отпечаток с офсетным оттиском. Кроме того, существует еще одно серьезнейшее осложнение, связанное с особенностью офсетной печати, бич этой технологии — зональная подача краски и ее раскат по направлению движения листа, последствия проявления которых невозможно смоделировать.

При классической офсетной печати количество краски, попадающее на запечатываемую поверхность, зависит от характера самого изображения. То есть какой-то существенный по величине элемент изображения, содержащий большое количество одной краски, будет с неизбежностью «подкрашивать» этим цветом окружающие фрагменты изображения, искажая их прогнозируемую цветопередачу. Эти фрагменты будут выглядеть по-другому, в случае отсутствия подобного, сильно окрашенного элемента. Например, изображение представляет собой два больших круга: оранжевый и лиловый. Так вот оттенок оранжевого и лилового будет меняться в зависимости от взаимного расположения этих кругов на листе: в противоположных краях, рядом или друг под другом. И с этим ничего нельзя поделать! В большинстве случаев подобное искажение цветопередачи мало заметно, но оно присутствует всегда. Иногда этот эффект «выстреливает» — проявляется в большей степени, и никакая современная цифровая цветопроба не в состоянии спрогнозировать последствия.

В довершение ко всему этому проблема соответствия цифровой цветопробы и тиражного оттиска усугубляется тем, что офсетные краски изменяют свой цвет в процессе высыхания. При этом, чем дольше длится процесс, тем больше отличия. Так цветовые отличия фолиевой краски могут достигать до ∆E*ab=5. Этому, казалось бы, хорошо известному факту на практике не уделяется должного внимания, что порой порождает серьезные проблемы: тиражный оттиск, соответствующий цифровой цветопробе в момент печати, возможно, потом, при сдаче тиража, будет от нее отличаться. Этим недостатком грешит даже печать с использованием красок ультрафиолетового отверждения (УФ).

Таким образом, в тиражном оттиске и цифровой цветопробе разным фактически оказывается ВСЕ. И, в конечном счете, неважно, будут ли присутствовать все теоретически возможные различия одновременно или на практике будет иметь место одно единственное — это будут разные, с точки зрения формирования цвета, изображения.

Единственное, что их может отчасти роднить — это цветовой охват. И если цветовой охват некоего устройства совпадает, а лучше перекрывает цветовой охват офсетной печати, то это его свойство и может быть положено в основу изготовления цветопробы. На этом принципе зиждется использование в качестве цифровой цветопробы метода струйной печати — наиболее дешевого и оптимального способа ее изготовления. Только такая цифровая цветопроба, изготовляемая с учетом всех современных требований, признается типографией Базил в качестве контрактной. С ее помощью возможно оценить ожидаемое цветовое решение еще до печати тиража, причем без дополнительных затрат на вывод цветоделенных фотоформ. Именно она является документом, который предоставляется заказчику для заключительного одобрения. Аналоговые цветопробы в качестве контрактных в типографии не принимаются.

Особого внимания заслуживает сама методика оценки качества оттиска — делать ли это по контрольной шкале или непосредственно по сюжету. Уже слышны возгласы скептиков: мы же не шкалу покупаем, а изображение. И им действительно трудно возразить. Однако на сегодняшний день при более или менее развитой так называемой базовой колориметрии, занимающейся измерением цвета равномерно окрашенных полей, анализ реального изображения на печатном оттиске представляется настолько сложной задачей, что некоторые ученые вообще сомневаются в возможности его решения даже в будущем. Таким образом, совершенно очевидно, что на современном этапе развития науки и техники объективно оценивать параметры качества цветопередачи возможно лишь по контрольным шкалам. Именно поэтому в нормативных документах, регламентирующих изготовление цветопробы, рекомендуется сравнивать не сами изображения, а шкалы оперативного контроля соответственно на цифровой цветопробе и тиражном оттиске.

Цифровая цветопроба всегда субъективна, поскольку никогда в точности не соответствует тиражному оттиску. Оценщику приходится домысливать (на подсознательном уровне), какими будут цвет, глянец, текстура, муар, растровая розетка и четкость изображения. Заказчик всегда критически оценивает цифровую цветопробу, чтобы убедиться, что последующие сотни оттисков будут точно такими же. Здесь наука о цвете бессильна, потому что зрительные модели CIE усреднены и не в полной мере учитывают особенностей цветового восприятия человека. Мало того, различия в оценке цветопередачи зависят от условий наблюдения и окружающей среды, освещения, возраста, влияния самого содержания на восприятие, различия в зрении отдельных людей. Цветовосприятие различается не только от человека к человеку, но даже и у одного индивида оно может быть неодинаково в разные периоды времени. Научно доказано, что даже взаимное расположение оттиска и цифровой цветопробы по отношению к друг другу может повлиять на восприятие последней. Это означает, что два человека могут искренне расходиться в восприятии цвета, т.е. видеть одно и то же по-разному. Разные люди зачастую имеют разное мнение о том, как должен выглядеть цвет на оттиске. При этом разница будет только усугубляться, если один из них работает с цветом профессионально.

Поскольку утверждение цвета — процесс, в который вовлечены люди, это иногда порождает конфликтные ситуации. На первый взгляд может казаться, что проблема сугубо техническая, и ее можно легко решить при помощи спектрофотометра. Однако слишком часто выясняется, что дело в столкновении между людьми, а цветопроба служит просто удобным полем битвы. Ситуация иногда просто доводится до абсурда, если сравнение оттиска и цифровой цветопробы производится не конечным заказчиком, а, как это часто бывает в полиграфии, посредником — представителем рекламного агентства. Не зная и не понимая конечной цели креативного замысла заказчика, руководствуясь не здравым смыслом, а исключительно желанием снять с себя в дальнейшем всякую ответственность, посредник порой требует 100-процентного «попадания в цвет», не желая прислушиваться ни к какой аргументации о бредовости подобных требований.

Помимо этого существует еще масса моментов, выявленных в процессе длительной работы, на которые следует обращать внимание при изготовлении цветопробы. Так во избежание дополнительных проблем, вызванных условиями освещения, при сравнении цифровой цветопробы и тиражного оттиска необходимо использовать нормированный свет, а также придерживаться международных стандартов, устанавливающих необходимую цветовую температуру, интенсивность, окружение изображения, характеристики смежных поверхностей и угол обзора.

Необходимо иметь ввиду, что цифровая цветопроба является исключительно пробой цвета и не может служить для выявления других изъянов изображения. Пытаться оценить по ней толщину тонких линий и мелких шрифтов, равномерность сплошных заливок, а также других нюансов, связанных с разрешением, наличие муара и т.п. — бессмысленно. У нее другое предназначение. Для нее главное цвет, и все подчинено достижению именно и только этой цели.

Следует предостеречь заказчика от соблазна сэкономить при изготовлении цветопробы и сделать уменьшенную копию изображения или ограничиться каким-то его фрагментом. Такая цветная картинка безусловно будет давать определенное представление о цвете, однако цифровой цветопробой и тем более контрактной являться не может. Не факт, что уменьшенная копия, обладая теми же колориметрическими характеристиками, что и оригинал, будет иметь с ним визуальное соответствие. Это связано с тем, что изменение масштаба влечет за собой соответствующие изменения в восприятии светлоты и насыщенности цвета. Однако точные закономерности этих изменений пока недостаточно изучены.

Для того, чтобы будущий оттиск максимально соответствовал цифровой цветопробе, необходимо предпринять определенные усилия еще на этапе предпечатной подготовки. Зная о таких негативных моментах, как раскат и зональная подача краски в офсетной печати, следует учесть эти ее особенности уже при формировании макета, избегая взаимного влияния важных, с точки зрения заказчика, фрагментов изображения друг на друга. Порой целесообразнее использовать даже более дорогой, но и одновременно надежный способ воспроизводства фирменных цветов — смесевые пантоны.

И уж, конечно, недопустима ситуация, когда для тиража, который предполагается в дальнейшем покрывать УФ-лаком или ламинировать, заказывается всего одна цифровая цветопроба. Финишная отделка, например, в виде УФ-лака, как раз и делается именно для того, чтобы изменить зрительное восприятие изображения. Поэтому в подобном случае для различных этапов производства логично изготавливать две цифровые цветопробы: одна для печатника на момент изготовления тиража, а другая — как конечный вариант. О необходимости такого подхода свидетельствуют и прямые указания действующего стандарта офсетной печати. Казалось бы, выход из этой ситуации прост — достаточно просто покрыть цифровую цветопробу, например, УФ-лаком. Однако подобный подход не дает желаемого результата. Следует понимать, что это будет всего лишь некое первое приближение к реальному оттиску, поскольку из-за разности свойств цветопробной и тиражной бумаг, изображение в обоих случаях будет все равно не идентичным.

Отдельного разговора заслуживает изготовление цветопроб для печати двухсторонних стикеров. В этом случае процесс изготовления цифровой цветопробы сильно осложняется следующими факторами: во-первых, офсетная печать изображений, предназначенных для рассматривания с разных сторон изделия, производится на существенно отличающихся друг от друга по своим свойствам поверхностях, а, во-вторых, цвет подложек, на фоне которых рассматриваются эти изображения, также неодинаков. И в довершении ко всему этому, цвет подложки, который видит печатник при печати оборотного изображения стикера, не соответствует цвету подложки готового изделия. Понятно, что в этой ситуации относиться к подобной цифровой цветопробе следует с определенным скепсисом.

Очень важным аспектом при изготовлении цветопробы является точная формулировка заказчиком задачи по моделированию цвета на пробе. В связи с тем, что добиться точной цветопередачи по всей площади оттиска с учетом всех особенностей офсетной печати трудно, а порой и просто невозможно, следует обратить внимание менеджера на конкретные, наиболее важные, с точки зрения заказчика, участки или фрагменты изображения. Если заказчик хочет получить продукцию, максимально отвечающую его замыслу, необходимо сосредоточиться на так называемых «зонах внимания». Это значит, что необходимо особо подчеркнуть возможные различия тона и насыщенности в тех местах изображения, которые наиболее важны для его контекста. При печати на эти зоны обратят особое внимание и постараются максимально «вытянуть» цвет, пусть даже порой в ущерб менее значимым по эстетическим или коммерческим соображениям участкам изображения на оттиске.

Желательно, чтобы при изготовлении цветопроба соответствовала некому среднему состоянию цвета, с тем, чтобы печатник имел определенный запас на манипуляции с ним. Другими словами, цифровая цветопроба должна отражать условия стандартизированной печати с целью сузить круг поиска печатника в вакханалии цвета. Тогда, в идеале, добившись при приладке заданных норм, печатник автоматически максимально приблизится к наиболее оптимальному варианту соответствия пробы оттиску.

У цифровой цветопробы есть несомненные преимущества. При необходимых колориметрических измерениях или использовании соответствующих, заранее построенных ICC-профилей, она позволяет предсказывать, каким будет цвет в разнообразных жизненных ситуациях, с той или иной степенью достоверности воссоздать образ изображения на различных материалах. Так, становится возможным моделировать цвет запечатываемой поверхности, узнать, как будет выглядеть стикер в полумраке метро и т.д. и т.п. При определенной настройке цветопробного комплекса возможно осуществлять изготовление цветопроб даже для оттисков, которые предполагается печатать пантонами.

Являясь наиболее совершенной среди прочих, цифровая цветопроба, к сожалению, на сегодняшний день сама далека от совершенства в силу вышеперечисленных объективных причин. Она по определению не может гарантировать 100% «попадания» в цвет. Самое обидное заключается в том, что даже, предприняв все возможное (на сегодняшний день), понеся определенные финансовые потери на изготовление цветопробы, из-за превратностей офсетной печати все равно не может быть полной уверенности, что в результате тиражный оттиск будет ей полностью соответствовать. При этом необходимо четко понимать, что это не вина конкретных исполнителей или погрешности пробопечатного комплекса, а объективная реальность текущего момента.

И здесь мы становимся перед дилеммой: или вообще отказаться от изготовления цветопробы и скатиться к полной анархии, или попытаться хоть как-то определить рамки ее применения. Следует четко понимать, что было бы абсолютно неправильно истолковывать все вышесказанное как некролог цифровой цветопробе. Необходимо осознавать, что в настоящее время изготовление цветопробы пусть, может быть, и меньше, чем мало, но уж точно лучше, чем ничего. Просто относиться к цифровой цветопробе нужно соответственно, с учетом реалий сегодняшнего дня. Не следует бросаться в крайности, полагая, что предсказать цвет вообще нельзя. Конечно, можно — и просто необходимо сделать для этого все возможное.

Опыт показывает, что в большинстве случаев цифровая цветопроба вполне соответствует тиражному оттиску, а иногда встречающиеся на практике случаи искажения цвета связаны, как правило, с роковым стечением обстоятельств, негативно влияющих на цветопередачу. Возможности офсетной печати хоть и не безграничны, но, тем не менее, диапазон регулировок цвета в печатной машине достаточно широк, и это дает надежду, что, в конце концов, после долгих мытарств печатник все-таки приблизится к тому, что хочет увидеть заказчик. Правда, в этом случае последний должен стоять за спиной печатника.

Хотя, казалось бы, цифровая цветопроба просто обязана отличаться от офсетного оттиска, нет необходимости доводить ситуацию до абсурда, выход из нее до банальности прост. Важно только сформулировать и в дальнейшем четко осознавать, какой смысл вкладывается в понятие «соответствие тиражного оттиска цветопробе», не тешить себя иллюзиями, не ждать от этого «соответствия» полнейшего совпадения, быть готовым к определенным различиям и самое важное — осознавать, что это НОРМАЛЬНО.

Все встает на свои места, как только под термином «попадание в цвет» будет пониматься не что-то мифическое, а конкретный, строго оговоренный диапазон отклонений, который, считается нормой. А вот выход за эти жесткие рамки действительно следует относить к откровенному браку в сложнейшей работе по изготовлению цветопробы. Для того, чтобы свести к минимуму субъективизм в оценке «соответствия», а также придать смысл понятию «отклонение», следует отойти от заводящей в тупик визуальной оценки изображения и всецело довериться инструментальному контролю с использованием спектрофотометров.

В Международном стандарте ISO 12647-2:2004 этот допуск на разрешенное отклонение оговаривался совершенно однозначно: тиражный оттиск (ОК-лист) на белой бумаге считался полностью соответствующим цветопробе, если цветовые различия первичных цветов CMYK не превышали ΔЕ*ab=5, при этом для цифровой цветопробы цветовое различие рекомендовалось снизить в половину. Выполнение этого требования позволяло отнести цифровую цветопробу к категории контрактной.

Следует иметь в виду, что все сравнения производятся по плашкам шкал оперативного технологического контроля соответствующих оттисков.

Однако, в настоящее время после вступление в силу последней редакции Международного стандарта ISO 12647-2:2013, в соответствии с которым работает типография БАЗИЛ, роль цифровой пробы в процессе изготовления офсетной продукции кардинально поменялась. Сегодня она призвана лишь служить визуальным образцом на конечной стадии приладки ОК-листа. Теперь не существует никаких количественных оценок возможного отклонения цифровой цветопробы от тиражного оттиска, а следовательно лишено смысла само понятие "попадание в цветопробу". В отсутствии числового критерия не представляется возможным оценить расхождение цифровой цветопробы и тиражного оттиска, и любая оценка является сугубо субъективной. Единственной возможностью для заказчика удовлетворить свое видение правильности цвета - личное присутствие на приладке тиража и подписание теперь уже не цветопробы, а непосредственно ОК-листа.

Таким образом, сегодня претерпел изменение термин "контрактная" цветопроба, долгое время на роль которого претендовала цветопроба, изготовленная цифровым способом. Теперь этот высокий титул принадлежит исключительно цветопробе, напечатанной на той же офсетной машине, на которой предполагается печатать тираж. Но даже для такой цветопробы, изготовленной в условиях, максимально приближенным "к боевым", существуют допуски на отклонение. И они не очень маленькие - больше, чем на "разнотон" в тираже. Сегодня допустимое цветовое различие между машинной цветопробой и ОК-листом может достигать ΔЕ*ab=5 для любого цвета триады.

Изготовление цветопроб осуществляется с учетом уже имеющихся ICC-профилей для различных запечатываемых поверхностей. В случае необходимости изготовления цветопробы для условий печати, для которых на сегодняшний день отсутствует профиль процесса, и при этом планируется большой объем работ, нуждающийся в точном предсказании цвета, целесообразно заказать изготовление соответствующего профиля.

Свяжитесь с нами!

— по телефону: (495) 787-47-73

— по электронной почте: zakaz@bazilprint.ru

— воспользуйтесь быстрой формой заказа

Имя *

Телефон *

E-mail

Запрос

Ваше сообщение отправлено
© Типография «БАЗИЛ»
Карта сайта