(495)787-47-73 (многоканальный)
Алексеевская
3-я Мытищинская ул.
д.16, стр.25
Слайд 5
Слайд 4
Слайд 3
Слайд 2
Слайд 1
Схема проезда
Нашими услугами воспользовались:
Радио России
Посмотреть все
Главная  |   Стандартизация  |   ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ ОФСЕТНОЙ ПЕЧАТИ
Сделать заказ >>

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ ОФСЕТНОЙ ПЕЧАТИ

Полиграфия – уникальная отрасль промышленности, к которой в полной мере применим критерий «нестандартная». Помимо всего прочего, для нее индивидуальность – еще одно средство привлечения заказчика, попытка предложить ему нечто большее, чем остальные. Но такое положение дел не позволяет решить другой очень важный вопрос - обеспечение предсказуемости воспроизведения цвета в соответствии с оригиналом. Проблемой становится и согласование с заказчиком единых критериев приемки продукции по качеству.

Да и само понятие "качество полиграфической продукции" нуждается в определении. Очень важно для такой малопредсказуемой сферы деятельности, как полиграфия, иметь возможность перевести этот термин из разряда абстрактного в реальный, наделив его конкретным смыслом и содержанием. Наиболее правильным способом решения этой непростой задачи является максимальный перевод критериев оценки качества в область инструментального контроля. Это позволит избежать столь присущего в оценках субъективизма, даст возможность разговаривать с заказчиком на всем понятном и нетерпящем двусмысленности "языке цифр".

Еще на заре попыток нормирования печати под «стандартными» понимались оттиски, которые были признаны лучшими большинством специалистов. Как тогда, так и сегодня, под качественной печатью понимается яркое, насыщенное изображение, напечатанное с высокой линиатурой (разрешением), с высоким совмещением и минимальным растискиванием. Именно такая печать и подлежит стандартизации. Таким образом, в настоящее время понятие «качественная печать» ограничилось исключительно ожидаемой цветопередачей. Современная стандартизация никак не затрагивает какие-либо иные характеристики выпускаемой продукции, которые на взгляд неискушенного наблюдателя, казалось бы, должны также присутствовать в виде дополнительных критериев.

Несмотря на то, что офсетная печать является сложнейшим физико-химическим процессом с множеством сиюминутных отклонений и колебаний, ее принято считать наиболее стандартизированной печатной технологией. Стандартизация подразумевает условия, при которых любая типография осуществляет печать одинакового качества, в каком бы уголке мира она ни находилась.

Положительные стороны применения стандартизации в офсетной печати невозможно переоценить. Она крайне важна для всех сторон классического треугольника, вовлеченных в процесс создания полиграфической продукции: заказчика, рекламного агентства и типографии.

Но необходимость использования стандартизации надо «выстрадать». С грустью приходится констатировать, что процесс офсетной печать во многом является процессом вероятностным, и конечный результат имеет "определенную долю неопределенности". И ничего с этим не поделаешь — такова правда жизни. После того как заказчик в очередной раз получит не совсем то, что ожидал, и типография будет втянута в крайне неприятное занятие — доказывать очевидное, наконец, приходит понимание — время стандартизации пришло, и от этого уже никуда не деться. Устав от всех этих бесконечных дрязг между участниками производства полиграфической продукции, приходит осознание, что стандартизация — это не просто дань моде или очередная блажь.

Сегодня стандартизация при изготовлении полиграфической продукции стала насущной необходимостью. Возникает непреодолимое желание начать разговаривать на одном, понятном всем заинтересованным сторонам языке. Заказчик вправе знать, на что он может рассчитывать, сдавая свою работу в конкретную типография, а последняя, в свою очередь, просто обязана поставить его в известность о правилах игры еще до ее начала.

В конечном счете, самое главное — это даже не следование тому или иному принципу стандартизации, которых, к слову сказать, на сегодняшний день немало. Гораздо важнее, чтобы типография в своей работе просто придерживалась хоть каких-то нормативов. Одно из основополагающих требований — однажды зафиксировав определенные условия технологического процесса, добиться их постоянства во времени. Важнее направить усилия на поддержание стабильности процесса в целом, чем добиваться достижения того или иного отдельного показателя.

Можно даже придумать очередной стандарт «имени себя» и неукоснительно руководствоваться им в повседневной работе. И это уже будет крайне полезно. Важно только поставить в известность об исповедуемых вами принципах всех заинтересованных лиц. Правда, в этом случае, кто-то, наверняка, захочет поставить под сомнение подведенную под такой персональный стандарт теоретическую базу, и вам обеспечены нескончаемые дискуссии между противоборствующими сторонами.

Обычно желание придумать что-то свое возникает при неудовлетворенности тем или иным параметром в уже имеющемся нормативном документе. В попытке выборочно «усовершенствовать» какую-то одну характеристику вы неизбежно нарушите целостность логического построения всего документа и тем самым породите еще более серьезные недостатки. Стоит лишний раз задуматься о целесообразности подобного поступка. Разумнее все-таки не «изобретать велосипед» и не искать в очередной раз исконно российских путей, а взять на вооружение что-то из уже существующей нормативной базы. Единственная рекомендация — выбранный стандарт должен быть пусть и критикуемым, но обязательно общепризнанным. В дальнейшем это снимет многие вопросы, в конфликтных ситуациях позволит спрятаться за спину его «авторитета».

Проблема стандартизации офсетной печати ввиду большого количества переменных составляющих является крайне сложной задачей, и, как следствие, порождающей различные способы ее решения. Целый ряд японских, европейских и американских организаций, таких как Japanese Industrial Standards Committee (JISC), The German Printing and Media Industries Federation (bvdm), Graphic Technology Research Association (FOGRA), European Color Initiative (ECI), Association for the Promotion of Research in the Graphic Arts Industry (UGRA), System Brunner AG, International Digital Enterprise Alliance (IDEAlliance), Graphic Arts Technical Association (GATF), Specifications for Web Offset Publications,Inc. (SWOP), Committee for Graphic Arts Technologiers Standards (CGATS), International Color Consortium (ICC) и другие на протяжении многих лет разрабатывали основополагающие нормативные документы для практического применения. Некоторые из них, например, SWOP или General Requirements for Applications in Commercial Offset Lithography (GRACoL) по праву могут претендовать на роль стандартов.

Этот список при желании можно продолжить. Каждая из этих методик имеет свои преимущества, но из-за сложности описываемых процессов неизбежно обладает и недостатками. Различны и критерии, а также характеристики печатного процесса, претендующие в них на роль основных. Свои ярые поклонники наверняка найдутся у каждой методики. Какая из них предпочтительней — этот спор рискует стать бесконечным. Даже не пытаясь здесь дать анализ вышеперечисленным документам, рискнем предложить подход, который позволит оказаться «над схваткой». Эти документы очень разные, но у них есть одна общая особенность — все они разработаны узкоотраслевыми организациями и являются региональными документами, что больше не обеспечивает потребностей заказчиков печатной продукции и типографий, которым приходится работать в условиях глобализации современного общества.

В этом смысле особняком стоят разработки международных стандартов Техническим комитетом 130 «Графические технологии» Международной организации по стандартизации (ISO). Международные стандарты серии ISO 12647 по своей сути призваны объединить континенты. В результате — стандартизация процесса офсетной печати в соответствии с этими нормами в настоящее время принята во всем мире. В своей основе они во многом базируются на разработках вышеперечисленных организаций, на протяжении долгих лет поддерживающих работу ISO над проектом стандарта, обобщают накопленный опыт, предоставляют проверенные практикой решения для всех стадий процесса производства печатной продукции и гарантируют ее качество. Уже только поэтому, особенно не вдаваясь в тонкости, именно этому документу стоит отдать предпочтение в процессе мучительного выбора лучшего стандарта из достойнейших.

Первый международный стандарт 12647 под эгидой ISO для офсетной печати появился в 1996 г. Основные принципы стандартизации процесса печати преследовали цель обеспечить корректную передачу цвета от подготовки данных до печати тиража. В нем в последний раз упоминались оптические плотности.

Но по настоящему приближенной к «боевой» версией ISO 12647-2:2004 «Полиграфические технологии. Управление процессами цветоделения, изготовления цветопроб и тиражных оттисков. Часть 2: Офсетная печать», с успехом применявшаяся всеми заинтересованными сторонами на различных этапах производства полиграфической продукции.

Необходимо отметить важный факт — современные стандарты перешли на колориметрическую оценку и сравнение, отказавшись от использования денситометрических показателей. Основные причины — увязывание цветопробы с тиражным оттиском, появление насыщенных красок, наличие трех стандартов на оптические фильтры — Status E, I, T.

Для эффективного применения стандарта необходимо выполнение последовательности технологических операций. Они включают оценку качества и подбор бумаги и краски, корректное управление цветом при создании файлов данных и изготовлении контрактной цветопробы с использованием ICC-профилей. Сюда также входят контроль качества цветопробы и ее визуальная оценка при стандартных условиях просмотра и освещения, изготовление печатных форм и, наконец, самих тиражных оттисков.

Немаловажный аспект заключается в том, что стандарт дает описание весьма ограниченной части производственного процесса. Например, описываются только обычные CMYK-краски, а данные о фолиевых или УФ-красках отсутствуют. Следует заметить, что, говоря о качестве офсетной печати в контексте стандарта ISO 12647-2:2004, имелось в виду исключительно обеспечение корректной передачи цвета, а не допустимое, например, количество марашек на печатном листе. Понятие «качественная печать» подразумевает многократно воспроизводимую, стабильную во времени печать без брака. При этом в стандарте нет даже намека относительно того, как этого добиться, как и указаний о том, что понимается под «браком». Подразумевается, что необходимо так отладить производственный процесс, чтобы конечный результат не зависел ни от каких внутренних факторов.

Стандарт ISO 12647-2:2004 формулировал современные требования к целевым значениям первичных цветов и их наложений. Его особая практическая ценность заключалась в том, что, ставя своей целью обеспечить предсказуемость цвета, стандарт открыто и громко заявлял: в сложнейшем процессе офсетной печати нужно быть готовым к тому, что идеальная цветопередача на сегодняшний день развития технологий, к сожалению, недостижима. Цвет на тиражном оттиске почти наверняка будет несколько отличаться от ожидаемого: сверкающего на экране монитора или потускневшего на цветопробе. Вопрос лишь в том — насколько?! Что можно считать нормой, а что — уже откровенным браком.

Совсем вкратце суть международного стандарта сводится к тому, что максимально допустимые цветовые отклонения между контрактной цветопробой и пробным оттиском — ∆E*ab=5, а «разнотон» в тираже не должен превышать ∆E*ab=4. В отсутствие цветопробы за эталон цвета принимаются указанные в стандарте целевые значения CMYK и бинаров при соблюдении заданных значений тоновых приращений и их допустимых отклонений. В настоящее время ICC-профили типовых печатных процессов, соответствующие Международному стандарту, доступны на сайтах разработчиков.

Крайне сложно, а, может быть, и невозможно в принципе, разработать стандарт офсетной печати, полностью свободный от критических замечаний. Неидеален был и ISO 12647-2:2004. Внимательное изучение стандарта приводило к мысли, что в нем существует ряд требований, выполнить которые, особенно в условиях производства, просто невозможно. Что, например, стоит жесткая регламентация бинаров и даже тройного наложения. Расчет на то, что они получатся сами по себе при использовании «правильной» краски, носит явно авантюрный характер.

Не секрет, что качество выпускаемой полиграфической продукции напрямую зависит от применяемых расходных материалов, однако их инструментальный контроль при допечатной подготовке систематически выполняют лишь немногие типографии. Так триадные краски либо не проверяются вообще, либо измерения осуществляются уже при получении лишь тестовых или даже тиражных отпечатков. Однако как показывает практика, даже сертифицированные краски далеко не всегда соответствуют стандарту ISO 2846-1:2006.

Вопросов ко второму варианту стандарту было много. Однако не будем здесь вдаваться в детали — нам с ним предполагалось жить как минимум до 2009 года. Во всяком случае, так считалось на момент его издания, однако жизнь вносит коррективы. В любом случае это лучше, чем «НИЧЕГО». Изменения в стандарте в короткие сроки нежелательны — пользователям необходимо время для «обкатки» его на практике. Следует понимать, что любая норма всегда отражает современный уровень техники, но при этом стандарт всегда открыт для дальнейшего развития. Нет предела совершенству, и абсолютно нормальной является ситуация, при которой все доступные ресурсы должны быть сконцентрированы на разрешении важных, но все еще не до конца проработанных аспектах офсетной печати. Это дарит надежду, что стандарт будет становиться все лучше и лучше от одной редакции к другой.

В канун 2007 года был анонсирован документ ISO 12647-2:2006 DAM1, базирующийся на характеристических данных под названием FOGRA39L, в котором нашли отражения поправки в целевые значения цветов стандарта ISO 12647-2:2004. Никаких фундаментальных изменений — просто произошла оптимизация и приближение стандарта к жизненным реалиям. Соответствующие поправки должны найти отражение в приложении к ISO. Совместными усилиями таких уважаемых организаций как ECI, bvdm и FOGRA в январе 2007 года появились соответствующие ICC-профили, отражающие последствия этой оптимизации. Теперь не очень приятный выбор между параметрами ISO и FOGRA остался в прошлом.

В апреле 2007 года официально опубликованы поправки к Международному стандарту — ISO 12647-2:2004/Amd.1:2007. В результате их введения изменились колориметрические координаты бинаров и чуть-чуть поблек желтый цвет. При этом, корректировки в основном коснулись зеленного и синего цветов, последний из которых отличается от первоначального значения на ∆E*ab=10.

С существенной задержкой, но, наконец, и в России появился национальный стандарт «Технологии полиграфии. Процессы офсетной печати» - ГОСТ Р 54766-2011, который введен в действие 1 января 2013 г. Новый стандарт является аутентичным, но тем не менее собственным переводом разработчиков ISO 12647-2 в редакции 2004 с некоторыми изменениями. Новшества коснулись расширения количества типов бумаг и координат красок на них, а также градационных характеристик. Теперь растискивание больше не должно зависеть от формы точки или линиатуры растра. Уменьшено суммарное количество краски, и еще дополнительно введено ограничение на количество черной – воистину полиграфия должна быть экономной.

Согласно прародителю всех ГОСТов, то есть ГОСТ 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации», устанавливающему основные положения системы стандартизации в родном Отечестве, национальный полиграфический стандарт применяется на добровольной основе. Еще одним принципиальным условием является соблюдение всех его, без исключения, основополагающих требований. Другими словами, выдергивать из стандарта отдельные полюбившиеся пункты, при этом игнорируя остальные, нельзя. Точнее - можно, но тогда не говорите, что работаете по ГОСТ.

Не успели заинтересованные лица насладиться радостью обладания самым "передовым" стандартом, как он сразу устарел. Уже в декабре 2013 года была опубликована последняя редакция Международного стандарта офсетной печати ISO 12647-2:2013. В нем много принципиальных изменений по сравнению с предыдущими редакциями. Одни из основных – все спектральные изменения теперь должны выполнятся с фильтром D50, а также изменение отношения к цифровой цветопробе. Цифровая цветопроба перестала быть "документом", определяющим целевой цвет - теперь она служит только для "тонкой доводки" на конечной стадии получения ОК-листа, поскольку обеспечить ожидаемую цветопередачу, опираясь только на нормы и допуски, невозможно. Бумаг теперь восемь классов со своей колористикой красок и градационными характеристиками. При этом каждый тип бумаги обладает своей степенью флуоресценции. Допуски на отклонение от ОК-листа остались без изменения, а вот на вариацию в тираже увеличились вдвое. Градационные характеристики изменились заметно и стало возможно даже их посчитать. Они уже не зависят от линиатуры, а только от типа бумаги. Теперь в стандарте фигурирует исключительно CTP, но при этом допуски на совмещение выросли до 0,1 мм. Сформулированы рекомендации по коррекции целевых значений красок с учетом реального оттенка бумаги.

Таким образом, со стандартизацией в стране и мире все хорошо, а вот российские полиграфисты опять на распутье. Чему поклоняться: задержавшемуся во времени устаревшему переводу в виде национального стандарта или новому Международному, для которого FOGRA и ECI только спустя почти два года после публикации подготовили цветовые профили. Хотя в такой постановке вопроса есть доля лукавства - ведь ответ очевиден.

Необходимо обратить внимание заказчиков, что все инструментальные измерения привязаны к шкале оперативного контроля печатного процесса. После того как формат изделия становится обрезным и контрольные шкалы с обрезками полетели в мусор – разговоры о стандартизации можно прекращать. Оценить качество продукции в соответствии со стандартом теперь уже не получится, поскольку с этого момента просто отсутствует возможность как измерить, так и сравнить значения нормируемых параметров печати.

Сегодня стандартизация носит исключительно рекомендательный характер по отношению к печати по различным, но, все-таки, бумажным основам. Хотя четких указаний не существует, тем не менее, особенности как самих УФ-красок, так и материалов, на которых они используются, заставляют с настороженностью отнестись к возможности применения в полной мере указанных в стандарте параметров к этому виду офсетной печати. Попытки напрямую перенести нормативные рекомендации на печать специальными красками по невпитывающим материалам, таким как самоклеющиеся пленки, пластики, ламинаты и т. п. порой оказываются невыполнимы.

Прямое следование стандарту не всегда возможно из-за большого многообразия красок и запечатываемых материалов. Однако ISO 12647-2:2013 - это не догма, а руководство к действию! И его внедрение в конкретной типографии требует определенного творческого подхода.

В любом случае, сделать продукцию «стандартно» теперь стало возможным!

© Типография «БАЗИЛ»
Карта сайта